Translate

среда, 11 апреля 2012 г.

Легенды гор

Каких только страшилок не услышишь от бывалых альпинистов! Ночью возле костра оживают Черный альпинист, Горная дева и другие загадочные персонажи. Самое удивительное, что многие легенды гор отнюдь не выдумка, а основаны на реальных фактах!

neveroatnoe.blogspot.com - savepic.su — сервис хранения изображений
Черный альпинист
Это, пожалуй, самая известная легенда гор. Ее рассказывают альпинисты у костра даже на Эвересте!

Якобы живет в ущельях непроходимых гор дух Черного альпиниста, который мстит людям за то, что в свое время его не спасли от страшной смерти. Дух не просто нагоняет страх, тревожно завывая, но и может обрезать веревку, которая страхует жизнь альпинистов.

Почти полвека назад, в послевоенные времена, группа алматинских подростков лазала по горам. Тогда не было организованных восхождений, рассказали нам старые альпинисты, поэтому молодые люди сами покоряли вершины, взбираясь по неизведанным тропам и зачастую рискуя своей жизнью. В одной такой группе подростков оказались знаменитый сегодня альпинист Алексей Марьяшев и Сарым Кудерин (ставший впоследствии известным поэтом).

Подростки с тяжелыми рюкзаками, набитыми провизией, уже несколько дней шли к вершине. На ночлег они устроились на небольшом пологом отступе горы. Ночь была страшной, безлунной, очень темной. Слышны были голоса диких зверей, которые вышли на охоту, – в те времена в наших горах водились в изобилии дикие кабаны, медведи, волки и снежные барсы. Ребята всю ночь жгли огонь и от страха не могли сомкнуть глаз. Чтобы взбодрить друзей, Сарым взял гитару в руки и на ходу сочинил песенку про Черного альпиниста. Он слышал, что где-то на Кавказе погиб один альпинист – он почти дошел до вершины, оставалось чуть-чуть… Но подвернулась нога – и он сорвался вниз. Его тело повисло над страшной пропастью, и никто не мог добраться до погибшего альпиниста, чтобы предать его тело, как полагается, земле.

В общем, невеселая получилась песенка у Сарыма Кудерина. Даже страшная. Но она стала очень популярной, ее пели у костра многие альпинисты. И потревоженный дух Черного альпиниста не простил подросткам таких вольностей. Поговаривают, что все ребята, которые сидели у костра в ту ночь, когда родилась песня, погибли в горах при нелепых обстоятельствах. Проклятие Черного альпиниста обошло стороной лишь Алексея Марьяшева.

Действительно, легенда о Черном альпинисте родилась на Кавказе. Ещё до Великой Отечественной войны группа альпинистов путешествовала в горах. Они карабкались под вершиной Ужба, как вдруг один из них провалился в трещину, застряв в леднике. Товарищи так и не смогли вызволить его, и им пришлось отправиться дальше. Несчастный замёрз во льдах, и с тех пор чёрный призрак этого альпиниста бродит в окрестностях. Если случайно встретишь привидение или того хуже — посмотришь ему в глаза, ты не жилец.

Анатолий Кремень, инструктор первой категории, постоянно пугал этой страшилкой впечатлительных альпинистов-«чайников». А сам посмеивался: «Это ж надо в такую чушь верить!» Но в семьдесят девятом году, когда он отправился на кавказский пик Архимеда вместе с очередной группой, ему стало не до смеха..

Высота две тысячи метров. Глубокая ночь. Усталые спортсмены крепко уснули, устроившись в спальниках прямо под открытым небом. И вдруг Анатолий почувствовал толчок. Он открыл глаза и увидел рядом странную тёмную фигуру. Явно не альпинист из группы. И как посторонний мог попасть на такую высоту ночью, непонятно. Парень буквально физически ощутил тяжёлый взгляд, которым сверлил его незнакомец. Анатолий попытался вскочить, но тело будто парализовало, захотел крикнуть, но не смог. Тогда стало по-настоящему страшно. Тут же вспомнилась легенда, и в голове пронеслось: «Чёрный альпинист! Лишь бы не видеть его глаз». Парень мысленно стал молиться, чтобы призрак оставил его в живых, чтобы вернуться к жене и новорождённой дочке. После этого фантом растворился в воздухе. Испуганный Анатолий так и не уснул в ту ночь. Утром ничего не стал говорить товарищам, да и кто бы ему поверил? Взяв вершину, они благополучно вернулись домой, а потом узнали шокирующую новость: маршрут через несколько часов после спуска спортсменов накрыла гигантская лавина. Причём специалисты, изучив её, пришли к выводу, что снег должен был сойти гораздо раньше. Но что-то удержало его. «Наверно, я должен был погибнуть тогда, поэтому призрак и явился, но он меня пощадил», — вспоминает альпинист.

Рассказ кандидата физико-математических наук, инструктора по туризму Игоря Авеличева:

- Верю ли я в Черного Альпиниста? До 1987 года не верил, а когда увидел его сам - на вершине, на которую мы поднимались,- поверил. Весь черный, как монах. Он будто висел над скалой минут пять, а потом так же беззвучно исчез, как и появился.

А вот воспоминание Ирины Савватеевой, дипломированного психолога, кандидата в мастера спорта по скалолазанию:

- Я с двумя спутниками спускалась с Эльбруса. Было еще светло, примерно четыре часа дня. Восхождение отняло у нас слишком много сил, и двигались мы с трудом. Очень боялись не успеть в лагерь до ночи. К тому же начинался сильный ветер со снегом. Мы не ели двое суток - как было решено, совершили так называемое "голодное" восхождение. И сглупили: сил совсем не осталось. Я уже теряла сознание, когда увидела черную тень слева от меня. Она следовала за мной по пятам. Я страшно испугалась. Видимо, от страха откуда-то взялись силы. Восприняла все, будто это моя смерть пришла за мной. И подгоняла своих спутников (они тоже видели тень). Так что добрались до лагеря засветло. Нет, галлюцинация исключается: мало того, что мой рассказ подтверждают те двое, - тень видели и другие, которые, обеспокоенные нашим долгим отсутствием, вышли навстречу. Первое, что они спросили: "А где же четвертый? Вас же было четверо!"

Есть мире и аналоги Черному Альпинисту. Например, шотландский Большой Серый Человек на вершине Бен Мак Дуй. В 1970 году вышла книга о нем А. Грея, выдержавшая несколько изданий.

Первые сообщения о нем, как и о Черном Альпинисте, относятся к середине прошлого века, когда альпинизм как таковой начал входить в моду. Вот классический случай пережитого на Бен Мак Дуй страха, относящийся к 1891 году. Правда, профессор химии Лондонского университета Норман Колли решился рассказать о нем лишь в ноябре 1925 года. Впоследствии, как и всегда бывает, в искаженном до неузнаваемости виде эта история возникала не раз на страницах печати.

Итак, слово - очевидцу, известному не только как ученый, но и как один из выдающихся скалолазов своего времени: "Я возвращался с вершины в тумане, когда осознал, что, кроме звуков собственных шагов, слышу и еще кое-что. На каждые несколько моих шагов приходился скрип-другой, будто кто-то двигался следом. Можно было предположить, что шаг незнакомца в 3-4 раза шире моего.

Я успокаивал себя, что все это глупости, и тем не менее слышал шаги вновь и вновь. Обнаружить же в тумане ничего не мог. Жуткий скрип, звучавший сзади, привел меня в состояние ужаса. Я проблуждал среди валунов четыре или пять часов, пока не оказался уже на склоне, ведущем к Ротиенмурхусскому лесу. Не знаю, что вы скажете по этому поводу, но есть что-то очень странное на вершине Вен Мак Дуй, и я туда больше не пойду, покуда еще в здравом уме".

Другой рассказчик, Петер Даншем, тоже опытный альпинист, был занят авиационной спасательной работой в Кэйрнгорме в 1939-1945 годах. Однажды, в конце мая, он отправился на вершину Вен Мак Дуй. Был прекрасный солнечный день, когда он расположился на вершине, всего в нескольких ярдах от пика. Внезапно, как зачастую случается в Кэйрнгорме, появился туман и скрыл величественный Бен Невис, которым он любовался. Деншем почувствовал свое одиночество в этом жутком безмолвном мире зыбких испарений. Он слышал много рассказов о Сером Человеке, но всегда расценивал их как игру воображения. Игнорировал и то, что здесь ощущается неизвестно чье влияние, гнавшее альпинистов на край утеса и как бы бросавшее или толкавшее в пропасть. Странные звуки, слышимые им, он относил за счет растрескивания скал. А потому без особого беспокойства пожевывал бутерброд, ожидая, когда туман поднимется.

"Немного позже почувствовал чье-то присутствие, что иногда происходит с горновосходителями. Я не придал этому значения и опустил капюшон куртки. Думал, что холод, вдруг охвативший меня, был из-за усилившейся тяги влажного воздуха. Потом ощутил какое-то давление в области шеи. До тех пор, пока не решился приблизиться к источнику скрипящего звука, я совсем не был напуган. Однако теперь, близ него, меня охватило дурное предчувствие, а через несколько мгновений осталось одно-единственное всеподавляющее желание - как можно быстрее покинуть гору. Общее впечатление: кто-то властно толкает меня. Я чудом отклонился от навязанного курса. Лишь с большим трудом овладел ситуацией".

Белый старик

Историю о загадочном старике нам рассказал чабан Асылбек, который пасет табун на плато Асы в Заилийском Алатау. Якобы ходит по горам странный призрак – старик ростом два метра с седой бородой до колен. С ним всегда… шахматная доска. Он появляется внезапно и также внезапно исчезает. Заходит к чабанам и предлагает им сыграть в шахматы. Если кто сыграет с ним и напоит чаем, то после того, как старик поблагодарит и уйдет, начинают происходить еще более удивительные вещи. Отара становится словно заколдованной, ни один волк не притронется к животным. Гостеприимному чабану начинает везти во всем. Стадо растет и множится.

Но если откажешь Белому старику в игре – жди несчастья.

Эта интригующая легенда тоже появилась не на пустом месте. Белобородый старик – вовсе не призрак. Он любитель гор и часто примыкал к экспедициям. Участник одной из них – Станислав Потапов, которому посчастливилось не только сыграть со стариком в шахматы, но и расспросить о его жизни, раскрыл нам историю возникновения легенды.

– Собрались мы в очередную экспедицию, и с нами поехал статный старик, звали его Дадон, он был топографом. Оказалось, что он мастер на все руки и знает столько всего, что мы прозвали его “ходячей энциклопедией”. Но больше всего он любил играть в шахматы, всегда с собой их в рюкзаке носил. Старик обладал действительно сказочной силой как физической, так и силой духа, – рассказывает Станислав Потапов. – Помню, поднимались мы по Тургенскому ущелью на машине. Через 40 километров старик попросил остановить машину, выгрузил свой тяжеленный рюкзак. И пошел пешком. По пути к вершине он умудрился зайти в обсерваторию и поиграть в шахматы со старожилами, прогуляться по стоянкам чабанов и со всеми поиграть, выпить чаю. Сделав огромный крюк по лесам, по долам, он к ночи добрался в лагерь, который мы разбили на вершине горы. Старец передвигался с огромной скоростью, немудрено, что потом чабаны говорили, будто видели его одновременно в разных местах. Так и родилась легенда о Белом старике. Он действительно был легендарной личностью.
Кто в царском домике живет?

Бывалые альпинисты признаются, что легенды – это неотъемлемая часть жизни. Это своего рода посвящение в альпинисты. Когда новичок приходит в горы, его начинают пугать разными историями. Правда, современную молодежь "старыми" призраками не напугаешь. Но есть история, которая приводит в дрожь даже самых бесстрашных подростков – легенда о царском домике, который стоит высоко в горах.

Строили дом для знати, но произошло там страшное несчастье, и с тех пор домик пустует. Якобы прокляты его стены, и все, кто переступает порог этого дома, пропадают. Слышали мы от альпинистов и другие варианты легенды. Якобы царский домик охраняют странные существа, похожие на обезьян. Они нападают на тех, кто посмел нарушить покой царских стен. Люди умирают от страха.

– Я слышал, что однажды группа альпинистов нашла этот домик и, зайдя в него, они увидели нечто такое ужасное, что умерли на месте, – рассказывает любитель гор Александр Немов. – И даже была вроде организована спасательная операция. Как-то мы с друзьями поднимались в горы, и нам навстречу шли два спасателя – полностью седые. Мой друг сказал, якобы именно эти ребята принимали участие в спасении, они выжили после того, как зашли в домик, но от увиденного поседели вмиг.

К сожалению, точно установить, когда родилась легенда и кто ее автор, нам так и не удалось. Но известно, для чего могла появиться эта страшилка. В горах очень много домиков, в которых останавливаются альпинисты. В них никогда не закрывают двери, чтобы любой желающий мог там остановиться. Но бывают случаи, что домики разворовывают, ломают.

Конечно же, это делают не любители гор, а подвыпившая молодежь, необученные подростки, которые не знают элементарных правил поведения в горах. Вот таких вот новичков и призвана отпугивать легенда о царском домике.

Горная Дева

Силуэт Горной девы появляется на самых сложных перевалах. Если увидел ее – не жди добра, лучше обойди перевал стороной. Так гласит легенда. И найдется не один десяток людей, которые будут уверять, что действительно своими глазами видели белый силуэт среди темных очертаний скал. В горах люди становятся особенно суеверными и любят рассказывать жуткие истории, которые сами слышали у альпинистского костра. Якобы шли туристы по тропам, впереди перевал, а уже смеркается. Решили быстренько перебраться и заночевать выше в горах. На пути у ходоков встала Горная дева – светлый, едва видимый призрак девушки. Но отмахнулись туристы от увиденного, подумали, что им показалось. И смело шагнули на сложный участок дороги. С тех пор их так никто и не видел.

У легенды о Горной деве очень богатые исторические корни. Белый призрак девушки упоминался еще во времена Петра I. Тогда Белая дева охраняла богатейшие недра земли. Шло освоение земель, активно начиналась добыча руды. Легенда гласила, что, если на месте, где собираются бурить скважину, появится Дева, тревожить землю нельзя. Страшное проклятие ляжет на любого, кто не внемлет предупреждению. С давних времен горняки рассказывали, как люди, нарушившие запрет, умирали при нелепых обстоятельствах. Кого-то придавило упавшее дерево, кто-то утонул в маловодной реке…

Охраняли предприятия, добывающие руду, казаки. Поговаривают, что они и сочинили легенду, чтобы легче было караулить подземные богатства. Вместе с казаками легенда оказалась в предгорьях Заилийского Алатау. Сначала она распространилась среди чабанов, которые тоже быстро смекнули, как практично использовать эту страшилку. Чтобы начинающий чабан не заснул ночью и не прозевал скот, ему рассказывали на ночь легенду о Горной деве.

По секрету один инструктор нам рассказал, что и он частенько использует знаменитую историю в своей работе. Когда собираются в горы неопытные ходоки, чтобы не рисковать, инструктор перед сложным перевалом усаживает людей передохнуть и невзначай рассказывает про Деву. Особо впечатлительному туристу обязательно привидится что-нибудь в разноцветном узоре гор. И группа пойдет в обход сложного перевала, чтобы не рисковать.

Эльбрусская дева

Альпинист Леонид Замятнин как-то записал рассказ зимовщика Приюта Одиннадцати ("хозяина" этого маленького горного отеля на Эльбрусе).

- Странные вещи в горах случаются то и дело, особенно в непогоду. Смотришь на пламя свечи - а когда ночью один, движок не завожу, экономлю, - и... Не поверите, но как-то всю ночь отчетливо слышал немецкую речь и топот сапог на нижних этажах - кто-то наигрывал на губной гармошке... "Мистика, - усмехнетесь вы, - слуховые галлюцинации..." Интересно, мог ли я слышать немецкую речь, если б не знал, что в 1942 году здесь хозяйничали фашистские горные егеря дивизии "Эдельвейс"? Я гляжу на пламя свечи и вспоминаю тех, кто на моей памяти ушел на вершину Эльбруса и не вернулся... Слышу, как хлопает внизу входная дверь, как скрипят ступени лестницы... вот шаги замирают перед дверью... Жду до рассвета, но они так и не решаются войти...

Легенда гласит, что в одно прекрасное утро в ауле Урусбиево, что в Баксанском ущелье, появилась группа иноземных альпинистов. Местные в это время воевали с враждебным племенем, все мужчины были в походе...

Пришельцы уже отчаялись найти проводника, но им повезло: с гор спустился юноша и согласился их сопровождать. Когда они достигли середины горы, началась пурга. Решили было возвращаться... Но юноша пошел к вершине один - и не вернулся. Его долго искали, но так и не нашли. Тогда возлюбленная бедного юноши решила отправиться на поиски сама. Поднялась на Минги-Тау (так называют Эльбрус балкарцы) и обнаружила тело в глубокой ледниковой трещине... Говорят, что встреча с ней на снежных склонах предвещает беду.

Так возникло сказание об Эльбрусской деве. Оно, вслед за историей об Альпийской деве, не показалось бы мне интересным, и наш зимовщик бы тоже не поверил в эти россказни, если... Если бы не повстречал Деву лицом к лицу.

-...То, о чем хочу рассказать, случилось, если не ошибаюсь, в 1974 году. Весной. Я работал на базе МГУ на поляне Азау, у подножия Эльбруса. Вдвоем с начальником группы - старшим инженером Севой - сооружали мы поворотные щиты, используемые при моделировании снежных лавин. По мере сил помогали романтически настроенная девушка Лара и прилетевшая в гости Севина приятельница Лина. Ради нее он и решил организовать поход к Приюту Одиннадцати, со спуском на лыжах с высоты 4200 м до поляны Азау. Затея мне не очень понравилась: апрель, погода неустойчивая, можно подрезать лавину.

Уже на пешей части пути Лина начала отставать. Погода испортилась, посыпала мелкая снежная крупа. На станции "Мир" из-за протеста Севы ночевать не остались. Я хорошо знал путь к Приюту, был уверен в своих силах, и мы пошли, хотя я понимал, что делать этого не следует.

Мы с Ларой прокладывали дорогу, чтобы друзья шли по нашим следам. Трижды, как в наваждении, принимали за Приют большие камни, которых я раньше не замечал. Кажется, заблудились. Началась пурга... Я рванулся вверх и вдруг, при вспышке молнии, разглядел серебристый контур Приюта, но почему-то слева. Через мгновение он вновь скрылся в душном липком тумане. Какая странная погода... Смутное беспокойство охватило меня.

И тут я увидел фигуру в плаще-серебрянке. Человек спускался наперерез, не обращая на меня никакого внимания. Не слепой же он. Я двинулся навстречу, заслоняясь от летящего в лицо снега.

Пути наши пересеклись, и мы остановились метрах в трех друг от друга. Я поднял глаза и почувствовал, что волосы на голове зашевелились, меня начал бить сильный озноб.

Женщина в чем-то серебристом и прозрачном, ниспадавшем до босых ступней, смотрела прямо в лицо, и я не мог отвести взгляда от этих гипнотизирующих глаз. Начисто забыл, кто я, где я... Уж не владел собой.

Неожиданно кто-то тронул меня за руку. Я вздрогнул и обернулся. Это была Лара. Когда же снова повернул голову, никакой женщины в белом не было.

- Видела что-нибудь?

- Нет.

"Черт-те что, - подумал я, - а ведь это была Эльбрусская дева. Если бы не Ларка..."

Зимовщика, однако, не покидало желание разобраться, куда же их занесло. Утром, несмотря на бушевавшую ночью пургу, следы еще можно было различить. Оказывается, вчера они с Ларой не дошли до Приюта каких-то 200 метров. Следы вели влево, прямо на крутые ледовые сбросы. Здесь никогда не ходили. "Мой след оканчивался в трех шагах от обрыва. Ох и лететь бы мне...
Медвежья тропа

Поднимаясь по дороге от “Просвещенца”, не сбейтесь с пути! Левее от основной дороги в зарослях кустарников идет узкая тропа, которую называют медвежьей. Ходить по ней опасно! По крайней мере, так гласит легенда, которую нам рассказал еще один любитель гор – Владимир Комаров.

– В прошлом веке в этом месте обитали медведи. Для них здесь было много еды, и народ тогда не теснил зверей. Но однажды охотники набрели на эту тропу. Они увидели медведицу, которая ела малину, а рядом с ней сидел маленький медвежонок. Охотники убили мать, а косолапого детеныша забрали с собой. С тех пор бродит дух матери-медведицы по тропе, ищет детеныша и тех, кто забрал ее медвежонка. Поэтому того, кто рискнул пойти по медвежьей тропе, могут ожидать несчастные случаи. И лучше не искушать судьбу.

Тени убиенных монахов
В Кызыл-Жарском ущелье, название которого переводится “красный обрыв”, среди вечно зеленых елей стоит надмогильный крест в память о мученически погибших здесь монахах – Серафиме и Феогносте. Эта страшная история произошла в 1921 году. В предгорье Заилийского Алатау пролилась кровь мучеников. Так возникла легенда о тенях убиенных монахов, которые бродят по горам.

Достоверно известно, что в 1909 году монах Серафим был призван для прохождения службы в город Верный. Но городская суета тяготила монаха, и в свободное от службы время он удалялся в горное урочище Медеу, где им был устроен скит на сопке Мохнатой. После к Серафиму присоединился монах Феогност. Этот факт описывается в книге “Крест на Красном обрыве”.

Также из исторических источников известно, что монахи выкопали подземную церковь в урочище Медеу. По словам одной из монахинь, которая оставила письменные воспоминания, вниз вело около 20 ступеней, внутри все было обшито деревом. В подземелье было три отдельные комнаты, везде висели иконы. В подземную церковь приходило много людей, те, что не помещались внутри, молились на поверхности.

После смуты в городских монастырях некоторые монахи ушли в горы. В подземной церкви места всем не хватало, и стали искать удобное ущелье для строительства основательного скита. Монахам приглянулось Аксайское ущелье – тихое и удивительно красивое. Вскоре монахи поставили кельи и вырыли пещеры для молитв. По легенде, одному из монахов перед страшной расправой приснился пророческий сон. Убийцы пришли ночью, они застали монахов в молитве и не погнушались убить их выстрелом в спину. Так и замерли монахи с четками в руке, стоя на коленях. Но поскольку их тела так и не были преданы земле должным образом, нет им успокоения, и бродят души монахов по сопке, пугая путников.

Чудо-дерево

На солнечной поляне недалеко от главной тропы, которая ведет на Кок-Жайляу, стоит сосна. Но не простая. На одном стволе – две зеленые кроны. Одна обычная, которая тянется к солнцу, а другая пониже, с непонятной очень густой структурой. Сложно определить, к какому виду относится именно эта вторая “макушка”. Растет она, как знаменитая неопалимая купина. Корни дерева висят прямо в воздухе! И это не засохшее чудо, а вполне цветущее дерево. Как оно получает питательные вещества и влагу, остается только гадать…

Вокруг этого уникального дерева ходят разные и даже противоречивые легенды. От одних альпинистов мы слышали, что стоять под деревом нельзя, якобы это приносит несчастье. А другие любители гор, наоборот, уверяют, что необходимо загадать самое заветное желание, стоя под корнями чудо-дерева, и оно обязательно сбудется…

Источник вечной жизни

В предгорье Заилийского Алатау течет речка Чемолган. Она берет свое начало высоко в горах. Из ледников вытекают десятки родничков, которые сливаются в один поток и питают реку. По легенде, один из этих родников – не что иное, как источник вечной жизни. Выпив воды из этого родника, человек обретет бессмертие и неуязвимость.

Этой легенде в отличие от других несколько веков. По старинному преданию, джунгарский батыр Чемолган получил в бою смертельную рану. Он пытался разыскать родник, начал подниматься в горы со своим войском, но не дошел и умер.

– У казахов существовала удивительная традиция называть реки именами батыров из вражеского войска, – говорит Станислав Потапов. – И это очень мудро. Тем самым люди говорили, что был такой непобедимый батыр, завоевавший много племен и народов, но склонивший голову на этой, не покорившейся ему земле…

Чу-до-ви-ще!

Многие опытные альпинисты уверяют, что не один раз в своей жизни встречали загадочных существ. Но каждый называет их по-своему.

– Когда видишь что-то непонятное, на ум приходит первая мысль: это же снежный человек! – говорит Станислав Потапов. – Я, правда, считаю, что в наших предгорьях снежного человека быть не может. Но есть другие существа, не описанные зоологами! Я лично видел трех существ, которые пришли на водопой. Дело было в очень диком месте, где редко ступает нога человека.

Многие скептически относятся к таким рассказам. Но есть одна история о неведомой зверушке, которую рассказали не подростки, а взрослые опытные люди. Многих из них сложно напугать чем-либо. Дело было двадцать лет назад за Бортогайским водохранилищем, где располагается засушливое ущелье. В советские времена здесь заготавливали эфедру – из нее получали лекарственные препараты, которые обладали наркотическим эффектом. Поэтому место, где росла эфедра, было под строжайшим государственным контролем. Работа была очень тяжелая, и поэтому сюда привлекали уголовников.

Жили они в каменных землянках, на окнах которых были установлены тяжелые железные прутья. Один из альпинистов спросил у местных трудяг, для чего они ставят прутья на окна? И услышал странную историю. Будто бы как только наступает осень, по ночам в ущелье спускается дикий зверь. И бегает меж домов, рыщет, скребет в двери. Непонятное животное издает жуткий вой.

– Я был в этом ущелье не раз, место действительно очень жуткое, – говорит Станислав Потапов. – Исследовать эту загадку приезжали ученые, думали, что жуткий вой создает ветер, который гуляет меж скал. Но наблюдения эту гипотезу не подтвердили. По словам работавших тут заключенных, вой животного был слышен в радиусе пяти километров, это значит, что у животного должны быть очень мощные легкие, а значит, и само оно внушительных размеров. Когда я обследовал территорию, то заметил множество нор грызунов. И некоторые норы были раскопаны странным образом – земля была раскидана в стороны и видны следы мощных когтей. Немудрено, что люди, которые рассказывали эту историю, от страха в лице менялись.

– В страшном вое слышится лютая тоска, мы уверены, что это разумное существо, – сказали тогда заключенные.

Сегодня это место заброшено, работы там давно уже не ведутся. Станислав Потапов собирает экспедицию по поиску неведомого существа. Он намерен записать жуткий вой на пленку и разгадать эту загадку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий