Translate

пятница, 6 апреля 2012 г.

Ещё немного о туринской плащанице

Мистификация или чудо эта ваша туринская плащаница? Казалось бы, вопрос давно решён, ан нет, Томас де Весселов, бывший сотрудник Кембриджского университета (Великобритания), утверждает, что это ни то и ни другое.


                                          Негатив туринской плащаницы.



Вопреки радиоуглеродному датированию, показавшему, что саван является средневековой подделкой, и позднейшим изысканиям, в только что вышедшей книге «Знак: туринская плащаница и тайна воскресения» учёный предполагает, что изображение на плащанице возникло естественным образом, чем и воспользовались последователи Иисуса.

Можно вздохнуть с облегчением: сам г-н де Весселов называет свои измышления гипотезой. Никто ещё не проводил исследования на предмет того, может ли труп оставить отпечаток на саване. Впрочем, в 2003 году статья, опубликованная в журнале Melanoidins in Food and Health, утверждала, что химические вещества разлагающегося организма способны реагировать с углеводами, содержащимися в ткани. В результате последняя может потемнеть.

Но главная проблема с плащаницей заключается не в этом. Оспаривается сам факт того, что ей две тысячи лет. Упомянутый анализ, проведённый в 1988 году и опубликованный в 1989-м, показал, что ткань соткали в 1260–1390 гг. Собственно, к тому же времени относятся и первые упоминания о плащанице.

Как это обычно бывает, некоторые тут же заявили, что это возраст не самой плащаницы, а ниточки, которая случайно попала в образец. Г-н де Весселов — среди таких вот критиков. Он указывает на то, что в средневековом искусстве нет ничего похожего на изображение человека, которое можно разглядеть на плащанице, — никто в XIV в. ещё не поднимался до подобных высот реализма. Кроме того, на саване мы видим негатив — едва ли кто-то знал о таком явлении до открытия фотоэффекта. Г-н де Весселов пользуется здесь не просто здравым смыслом, но методикой искусствоведения. С этой точки зрения данный предмет не может быть средневековым произведением.

И это, пожалуй, самый сильный момент в работе г-на де Весселова. Обычно плащаницей занимаются какие-нибудь химики, которым нет никакого дела до соображений историков искусства. А последние тоже имеют право на своё мнение.

Но дальше автор даёт волю фантазии. Он предполагает, что женщины, вернувшиеся в гробницу Иисуса, дабы помазать тело в последний раз перед погребением, через три дня после его смерти, сняли пелены и обнаружили контуры человеческого тела, образовавшиеся там в результате неких обыкновенных химических процессов. Это обстоятельство они интерпретировали как знак духовного воскресения Учителя.

После этого плащаница пошла гулять по Святой земле, доказывая правоту адептов новой секты. Г-н де Весселов подозревает, что, когда в евангелии рассказывается о встречах с воскресшим Иисусом, в действительности речь идёт о том, что люди увидели саван. Он ссылается на труды апостола Павла, который говорит о духовном воскресении, тогда как физическое воскресение появляется только в евангелиях, написанных позже.

Тем самым, по мысли автора, плащаница сыграла огромную роль в росте популярности христианства.

Гипотеза имеет множество слабых мест, на которые указывают не только учёные, но и верующие. Например, Джо Никел, известный в США исследователь паранормальных явлений со скептической точки зрения, отметил, что, если бы плащаница сыграла столь важную роль, о ней было бы известно раньше, а не только в средние века. Скорее всего, она удостоилась бы упоминания и в евангелиях.

Американский католический богослов Дэвид Рёмер, верящий в воскресение, но отвергающий подлинность плащаницы, указывает на то, что при обёртывании трупа по савану должны были размазаться пятна крови. Ну и где они? Г-н Рёмер подозревает, что плащаницу изготовила какая-то из гностических сект I–II вв.

Кстати, католическая церковь не имеет официальной позиции в отношении сего чуда.













источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий